По секрету всему свету…

Iuliannka
2 min readJun 19, 2021

Где-то с самого начала, узнав об онкодиагнозе, у больного и его семьи будет вопрос “Как с этим жить?” с дочерним вопросом “Кому и что говорить?

Конечно, это — тема сугубо индивидуальная. Как и случай каждого больного совершенно индивидуален. Иногда, болезнь меняет человека визуально, её присутствие не проходит незаметно для любого окружающего. Но она меняет не только внутри, она меняет весь привычный расклад — рабочий график, распорядок дня, меню и прочее-прочее.

Photo by Vagelis Lnz on Unsplash

Отец был вынужден уйти с работы.

Он работал с 14 лет. Сколько я его знаю, он всегда был при деле. Пример человека занятого. “Он любил жизнь”, — говорит мама. Я могу добавить, что он еще и безумно любил то, чем занимался. Будучи инженером по образованию, он проектировал приборы, комплексы, системы. В этом был его креатив. Помню, как загорались его глаза, он приходил и говорил мне: “Я кое-что такое придумал!” Даже, когда я в свою магистрскую бытность пришла к нему за помощью человека технического, для разработки дипломного проекта, он с радостью откликнулся. И до последнего, в больничные онкодни, папа с улыбкой вспоминал нашу коллаборацию.

Он был вынужден уйти с работы.

Но он никому не сказал причину. Такой выбор сделал мой сильный папа. Возраст у него был уже пенсионный. Потому подозрений это не вызывало абсолютно. Но он, при абсолютно разных обстоятельствах, никогда не останавливался. Думаю, что он и мысли не допускал, чтобы сесть дома и перестать работать.

Очень мало людей из папиного окружения знали о его диагнозе. Мне сложно сказать — помогало ли ему это меньше думать, меньше привлекать к себе вопросов о том, как там-что там. Он редко сам говорил про свою болезнь. А слово “рак”, пожалуй, я ни разу и не слышала от него.

Даже, когда мы уже знали, что у него начались метастазы, держа в руках подтверждение томографией, он всё равно верил, что ему просто нужно лечить ногу. И всё так же игнорировал вслух свой диагноз.

Только в последние дни я услышала от папы совершенно нетипичную для него фразу : “Я понял, это — конец.”

Урок номер следующий: Только вам самим решать, нужно ли говорить кому-то о диагнозе близкого человека. Перед вами возникнут обязательно такие необходимости (ведь чем дальше, тем больше нужен будет уход, тем заметнее это будет в личном графике семьи заболевшего). Только близкому человеку решать — рассказывать ли о своей проблеме миру окружающему.

Даже, когда папы не стало, мы не стали рушить его решение и рассказывать всем. Он хотел, чтобы его знали тем, о ком мама сказала “Он любил жизнь”…

--

--

Iuliannka

My story starts in Kharkiv going to Kyiv with my heart belonging to Ukraine. First oncology support dedicated blog turned into the diary from the bombshelter.